Налоговая амнистия: сдаваться или стоять насмерть?

Налоговая амнистия: сдаваться или стоять насмерть?

Член Общественного совета при ГУ МВД России по городу Москве, возглавляющий Рабочую группу по выявлению и профилактике преступлений и иных правонарушений в сфере экономики Александр Хаминский принял участие в круглом столе "Амнистия 2.0", организованном одной из ведущих международных юридических компаний IBFS united.

На фото: Александр Хаминский и Аркадий Кернер - CEO IBFS united по Восточной Европе и странам СНГ, почётный консул Ассоциации Европейского Бизнеса (The Association of European Businesses - AEB).

Со дня на день ожидается завершение процедур, связанных с законодательным оформлением предстоящей налоговой амнистии. Примечательным является тот факт, что один из законопроектов вносит дополнения в ч. 3 ст. 76.1 УПК РФ, которая устанавливает основания для прекращения уголовного преследования. В связи с этим фактом, а также тем, что общественная и профессиональная деятельность Александра Хаминского связана с ежедневным коммуникациями с правоохранительными, контрольными и надзорными органами, в частности с МВД, Росфинмониторингом, ФНС и др. и в рамках своих компетенций он принимает участие в выработке государственной политики в различных областях правоприменения, организаторы круглого стола пригласили члена Общественного совета столичного Главка МВД выступить экспертом мероприятия.

Александр Хаминский обратил внимание собравшихся, что ст. 76.1 УПК не является реабилитирующей, в связи с чем подача гражданином специальной декларации означает, что он признаёт свою вину в совершении правонарушений в финансовой, налоговой и иных сферах, и при этом освобождается от ответственности, в т.ч. уголовной. Именно в этом Александр Михайлович видит основные риски в уголовно-правовом поле в частности и со стороны российского законодательства в целом. Он разъяснил, что получая информацию о противоправной деятельности, правоохранительные органы не обязаны ограничивать круг своего внимания обстоятельствами, указанными в декларации. Они вправе проводить проверки для установления деталей той или иной вызвавшей их интерес сделки в том объёме, который предусмотрен ст.ст. 144 и 145 УПК РФ. С учётом того, что в течение 2017 г. совместно с руководителями ГСУ Хаминский рассмотрели более 250 уголовных дел и материалов проверок в порядке ст.ст. 144 и 145 УПК и как минимум 65% из них касались уголовных составов экономической направленности, уровень контроля следователями возможных налоговых последствияй преступлений в 2018 г. будет существенно повышен. В данной связи рассчитывать на то, что денежные средства, полученные с нарушением, например, ст.ст. 171 и 172 УК РФ и оказавшиеся за границей, станут вдруг легальными, не приходится.

Затем эксперт коснулся проблем, которые могут возникнуть в иностранных юрисдикциях. Уже сегодня многие россияне, в т.ч. анонимные бенефициары, лица с двойным гражданством и др. начинают сталкиваться с различными ограничениями в пользовании своими счетами. Финансовые органы могут затребовать документы, подтверждающие те или иные правовые статусы. Банки же, выполняя функцию валютного и финансового контроля, просят предоставить подтверждение уплаты налогов с сумм, соразмерных оборотам либо остаткам по счетам, легко выявляя несоответствия в информации, заявленной при открытии счетов, реальным обстоятельствам.

Также законодательство третьих стран не запрещает ужесточать комплаенс в отношении граждан, имеющих отношение к России. Более того, равно как отечественные консультанты отслеживают изменения в иностранном законодательстве, так же и в этих странах пристально смотрят на российское законодательство. И при малейшей возможности постараются ограничить предпринимателей из РФ в пользовании их собственными средствами.

Александр Хаминский подчеркнул, что в случае, когда иностранный банк требует предоставить справку из налоговой, и гражданин обращается в инспекцию ФНС в России, тем самым он информирует уполномоченный орган о наличии у себя за границей счетов, денежных средств, имущества и сразу же попадает под пристальное внимание и связанную с его последствиями ответственность. Потому что получение такой справки оказывается вне процедуры амнистии.

Отдельно были затронуты вопросы порядка хранения и использования информации, которая имеет место в документообороте в рамках ОЭСР. Дело в том, что финансовые органы всех стран-участниц соглашения очень скоро получат возможность ознакомиться с содержанием спецдеклараций. А поскольку национальная правоприменительная практика в странах, являющихся членами ОЭСР, уже сложилась, там неизбежно возникает презумпция виновности, когда владелец денежных средств не может подтвердить законность источника их происхождения. Благодаря этому финансовые органы третьих стран получат возможность давать правовую оценку источнику денег граждан России.

Резюмируя свой доклад Александр Михайлович отметил: "Меньшим злом я считаю декларирование средств и имущества при условии обязательной оценки потенциальных и уже имеющихся рисков. "Страусиная политика" уже ни в России, ни за рубежом не работает".


19.02.2018