Чем грозит мораторий на проверки в период пандемии коронавируса

В условиях риска распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019Центр правопорядка в г. Москве и Московской области усилит профилактические мероприятия, направленные на недопущение нарушений со стороны хозяйствующих субъектов в связи с исполнением Поручения Правительства РФ от 18.03.2020 г. № ММ-П36-1945.

Руководителем Центра Александром Хаминским представлен на рассмотрение главы государства пакет мер, призванных снизить риски, связанные с временным приостановлением реализации части контрольно-надзорных мероприятий органами государственной власти, в частности, большинства проверок.

В своём письме он указал, что вынужденные послабления могут рассматриваться недобросовестными предпринимателями как "индульгенция" к извлечению незаконной прибыли из-за ложного ощущения вседозволенности в этих особых условиях функционирования и использоваться под предлогом обеспечения "выживания бизнеса".

Хаминский призвал не отказываться от исполнения контрольно-надзорных мероприятий в предпринимательской и иной хозяйственной деятельности необоснованно, поскольку нормы и требования КоАП РФ, УПК РФ и федеральных законов не могут быть преодолены иначе как специально предусматривающим это федеральным законом, а следовательно, крайне важной для обеспечения безопасности населения в актуальных условиях является необходимость усиленного контроля во всех сферах, несущих потенциальные риски жизни и здоровью граждан.

В частности, правозащитник акцентировал внимание на том, что должностные лица и сотрудники правоохранительных органов, ответственные за недопущение и/или предотвращение правонарушений (МВД, ФСБ, прокуратура и др.) не являются субъектами проверки в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ и попросил Президента довести до их сведения тот факт, что установленные Поручением Премьера Мишустина временные меры не могут затрагивать и/или ограничивать законодательно утверждённые нормы, относящиеся к порядку рассмотрения обращений граждан, оперативно-розыскной деятельности, безопасности дорожного движения, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и др.

Предложенная Александром Хаминским стратегия позволит в полном объёме реализовывать полномочия и обязанности по исполнению контрольно-надзорных функций должностными лицами и сотрудниками органов государственной власти в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, предусматривающей проведение предварительной проверки без непосредственного взаимодействия с проверяемыми лицами, т.е. бесконтактно). В случае же, если по заключению сотрудников контрольно-надзорных органов факт правонарушения будет установлен, то, в зависимости от степени его общественной опасности, может быть принято решение об обращении с мотивированным ходатайством о проведении проверки в прокуратуру или предпринять комплекс предусмотренных законом профилактических мер в целях понуждения лица прекратить правонарушение и исключить условия его совершения.


30.03.2020