Действия недобросовестных налогоплательщиков могут быть приравнены к хищению бюджетных средств

Действия недобросовестных налогоплательщиков могут быть приравнены к хищению бюджетных средств

16 апреля состоялась рабочая встреча руководителя рабочей группы по вопросам преступности в сфере экономики Общественного совета столичного Главка МВД А.М. Хаминского с заместителем начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по г. Москве полковником юстиции А.А. Галицким, посвящённая уголовным последствиям налоговых правонарушений, в т.ч. умышленным действиям хозяйствующих субъектов по занижению размеров перечисляемых в бюджет сумм налога на добавленную стоимость.

Александр Хаминский проинформировал Александра Галицкого о позиции ряда Управлений ФНС России в части применения риск-ориентированного подхода в осуществлении контрольно-надзорной деятельности, а также усиления в 2018 году акцента на результатах анализа показателей, отражаемых в АСК, в противовес проверкам.

Он также отметил, что примечания к ст. ст. 198-199 УК РФ, касающимся ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов физических и юридических лиц соответственно, создают у налогоплательщиков ложное убеждение в том, что при условии добровольной уплаты недоимки, выявленной ФНС, они освобождаются от уголовной ответственности. А тот факт, что подследственность ст. 199 была передана от МВД РФ в СКР, не имеющий оперативной поддержки, укрепил эту позицию хозяйствующих субъектов.

Как сообщил Александр Хаминский, теперь налоговые органы считают правонарушение совершённым не с вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности, а с того момента, когда деньги были отправлены в адрес технических компаний, отсутствие подтверждения легитимности деятельности которых является доказательством наличия умысла к неуплате. Фактически это означает, что теперь в тех случаях, когда речь идёт о недоплате в бюджет, наличие недоимки, по сути, приравняли к хищению из бюджета, возбуждая уголовные дела по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Александр Галицкий подтвердил, что благодаря риск-ориентированному подходу, в настоящее время декларируемому на всех этажах власти, чтобы возбудить дело, необходимо только заключение налогового органа о том, что состав преступления действительно может иметь место. Для того, чтобы сделать заключение об умысле совершения деяния, предусмотренного ст. 159 УК РФ, правоохранителям достаточно наличия в регистрах налогового учёта подтверждённого перечисления денежных средств контрагенту по спорной сделке (по которой отсутствует подтверждение её реальности) с указанием в платёжном поручении НДС и поданной в ФНС налоговой декларации, содержащей в себе эти сведения.

Александр Хаминский со своей стороны указал на природу оборотных налогов, в частности НДС, согласно которой налогоплательщик обязан перечислить всю сумму НДС, полученную от заказчиков, но при соблюдении условий ст. ст. 169, 171-173 НК РФ может применить налоговый вычет и на его сумму уменьшить объём средств, перечисляемых в бюджет. Таким образом, применение налогового вычета по спорным сделкам действительно может быть приравнено к хищению налога из бюджета. При этом моментом совершения преступления должна считаться дата подачи налоговой декларации, содержащей недостоверные сведения, либо последний день уплаты налога в бюджет по конкретной декларации.

По итогам встречи заместитель начальника ГСУ ГУ МВД России по г. Москве и руководитель рабочей группы по вопросам преступности в сфере экономики договорились о применении риск-ориентированного подхода, в т.ч. при оценке материалов уголовных дел и доследственных проверок,  при работе в 2018 г.: правоохранители продолжат принимать меры в отношении мошенников в целях общего снижения показателей криминогенности в столице, как и общественный деятель, защищающий права граждан на безопасную экономическую среду.

Больше информации по теме.


17.04.2018