Формулировки в новой версии закона о защите прав потребителей станут более однозначными во избежание манипулирования нормами

Формулировки в новой версии закона о защите прав потребителей станут более однозначными во избежание манипулирования нормами

Член рабочей группы Совета Федерации по законодательному обеспечению развития Национальной системы защиты прав потребителей Александр Хаминский приступил к участию в разработке правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров между покупателями и продавцами.

Правозащитник направил Председателю Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ Сергею Жигареву пакет предложений для внесения изменений в проект федерального закона № 1138398-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", внесённого 29 марта 2021 г.

Экспертом выявлены противоречия между приведёнными в пояснительной записке к Законопроекту целями и условиями реализации положений будущего федерального закона и актальными законодательными нормами РФ.

Так, для создания благоприятных условий для обеспечения эффективной защиты прав потребителей с использованием механизмов альтернативного урегулирования споров и информационных технологий, которое позволит укрепить доверие потребителей к сфере онлайн-торговли, упростить и сделать более доступной защиту их прав и снизить нагрузку на судебную систему, Хаминский предложил:

1. Исключить из п. 1 ст. 1 Законопроекта дополняющую преамбулу Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" фразу "связанных с продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2. В п. 2 ст. 162 в абз. 2 заменить формулировку "Указанная информация может быть доведена до сведения потребителя при заключении соответствующего договора" на "Указанная информация должна быть доведена до сведения потребителя при заключении соответствующего договора";

3. Исключить п. 3 ст. 162, которым предусматривается возможность в результате урегулирования спора с использованием онлайн-сервиса заключать соглашение, представляющее собой гражданско-правовой договор;

4. Предусмотреть в  пп. 3 п. 5 ст. 162 прямое законодательное регулирование порядка привлечения экспертов и специалистов с использованием онлайн-сервиса без отсылки к подзаконному нормативному акту.

Как отметил Хаминский, именно введение в законопроект более прозрачных, однозначных для толкования формулировок позволит не только создать правовую основу для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров (ОУС), но и формировать доверительные, благоприятные условия для развития в России практики онлайн-урегулирования потребительских споров и предоставления гарантий соблюдения прав потребителей независимо от формы обращения с претензиями.

Как ранее обсуждалось на заседении профильной рабочей группы Совета Федерации, с учётом роста рынка Интернет-торговли и связанного с ним возрастающего числа жалоб потребителей на онлайн-покупки и онлайн-услуги подобное предложение представляется целесообразным.

 


28.04.2021