При разработке нового КоАП будут пересмотрены диапазоны и порядок назначения штрафных санкций

В порядке исполнения Распоряжения Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 631-р, подписанного премьер-министром Дмитрием Медведевым, независимым экспертом Минюста Александром Хаминским подготовлено и направлено в Правительство РФ заключение о выявленных в КоАП коррупциогенных факторах, а также перечень рекомендаций по их устранению.

В межведомственную рабочую группу, под руководством вице-премьера и руководителя аппарата правительства Константина Чуйченко занятую разработкой нового КоАП и гармонизации его положений с Уголовным Кодексом РФ после декриминализации ряда статей, также вошли представители Аппаратов Правительства и Президента РФ, федеральных служб и ведомств, эксперты РАН и российских вузов.

А.М. Хаминским была установлена и доказана потенциальная коррупциогенность норм, содержащихся в ч. 3 ст. 14.16, ст. 14.26, ст. 18.15, ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.3 КоАП.

В частности, в связи с тем, что в настоящее время дела об административных правонарушениях рассматривает широкий круг уполномоченных лиц, в который помимо судей, федеральных и территориальных органов исполнительной власти, а также их структурных подразделений входят отдельные должностные лица указанных органов, например, полиции, налоговых служб и т.д. В связи с этим наличие в актуальной версии Кодекса необоснованно широких пределов усмотрения в вопросах применения и субъективной оценки при выборе соразмерных санкций при рассмотрении дел об административных правонарушениях несёт существенные риски в части соблюдения законных прав и интересов граждан и юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности, поскольку у правоприменителя имеется возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Тем самым и создаются условия для проявления коррупции.

Так, значительное количество поступающих в Республиканское юридическое общество, которым руководит Хаминского, обращений и жалоб со стороны предпринимателей поступает по поводу непроведения должностными лицами административных органов объективной оценки соразмерности выявленных правонарушений назначаемым штрафным и иным санкциям. Иными словами, зачастую назначаются произвольно и без фактической возможности оспаривания в силу несовершенства действующего законодательства.

Это происходит, прежде всего, в силу того, что качество подготовки материалов и рассмотрения дел об административных правонарушениях, в отличие от судебного рассмотрения, не требует от уполномоченных органов соблюдения всех формальностей, сбора доказательств в полном объёме, а также процессуальной дисциплины и не подпадает под понятие "правосудие", определяемое ст. 5 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ. Более того, сами общие нормы КоАП РФ, в отличие от уголовного законодательства, не содержат таких понятий как "законность", "обоснованность выносимых постановлений", а также "соразмерность наказания". Также актуальная версия КоАП не содержит никаких критериев или квалифицирующих признаков, которыми должны руководствоваться должностные лица при назначении наказания, учитывая столь широкий диапазон границ санкций, а также при применении дополнительного наказания в виде конфискации предметов правонарушений.

Таким образом, установление для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения в отсутствие чётких оценочных критериев, неопределённость условий и оснований для выбора и применения санкций по вышеуказанным составам является основным коррупциогенным фактором: прикрываясь указанными пробелами в законодательстве об административных правонарушениях, правоприменитель имеет возможность поставить выбор санкции (её размер и/или срок) в зависимость от своего усмотрения, в т.ч. вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В целях устранения данных коррупциогенных факторов в новом КоАП, Хаминским был подготовлен ряд предложений для Правительства РФ, в частности:

  1. Установить не более чем двукратную разницу границ в части размера штрафных санкций по составам административных правонарушений;
  2. Сформировать чёткие и прозрачные критерии выбора и назначения наказания в диапазоне санкций;
  3. Установить исключительную подведомственности судам тех составов административных правонарушений, которые содержат в себе такие дополнительные виды наказаний как конфискация предметов правонарушения и дисквалификация исполнительных органов юридических лиц.

В настоящее время пакет предложений направлен Правительством РФ в Министерство юстиции для проработки.


07.06.2019