Проект федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» будет доработан с учётом предложений Александра Хаминского

Проект федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» будет доработан с учётом предложений Александра Хаминского

​Госдума РФ рассмотрит замечания правозащитника при подготовке президентского законопроекта  ко второму чтению.

Законопроект № 49269-8, внесённый в Государственную Думу РФ президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, предусматривает сокращение требований к десяткам категорий претендентов на приобретение российского гражданства, вводит институт прекращения гражданства для получивших его иностранцев, а также расширяет полномочия президента по определению лиц, имеющих право на упрощённое приобретение гражданства. Документ был принят единогласно в первом чтении, состоявшемся 5 апреля 2022 г., однако в ходе обсуждения ряда вводящихся новелл многие депутаты и представители институтов гражданского общества выступили с критикой отдельных его положений.

Так, в порядке предоставления отзывов, предложений и замечаний на указанный проект федерального закона правозащитником Александром Хаминским были направлены уточнения к нуждающемуся в доработке законопроекту. Аккредитованный эксперт Минюста РФ и квалифицированный юрист, Хаминский указал на наличие в законопроекте ряда противоречий с актуальными законодательными нормами и предложил пути их устранения.

В частности, речь идёт о коррекции вводимого понятия «гражданин Российской Федерации, проживающий в Российской Федерации». Правозащитник отметил, что актуальная формулировка не отвечает принципу необходимости и достаточности, нарушает принцип правовой определённости и предоставляет правоприменителю необоснованно широкие пределы усмотрения, что содержит коррупциогенный фактор. В связи с этим Хаминский предложил взять за основу требования к налоговому резиденту, установленные п. 2 ст. 207 НК РФ, что позволит систематизировать и унифицировать правовые нормы, исходя из принципа гармонизации законодательства.

Он также выступил за однозначное решение вопроса об удостоверении гражданства лицами, не достигшими 14 лет. В настоящее время неопределённость состоит в том, что основным (а для большинства указанных граждан – единственным) документом для лиц, не достигших 14 лет, является свидетельство о рождении, не предусматривающее в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» возможности внесения в него сведений о гражданстве. По мнению правозащитника выходом станет установление обязательных требований к соответствующему документу непосредственно в тексте проекта федерального закона.

Хаминский также настаивает на необходимости исключения из п. 7 ст. 8 абзаца, предусматривающего возможность прекращения гражданства Российской Федерации у ребёнка, усыновлённого (удочерённого) иностранными гражданами или иностранным гражданином, по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя, если это не противоречит интересам ребенка. Общественник ссылается на тот факт, что в отсутствие чётко установленных критериев не ясно, что именно подразумевается под «интересами ребёнка». «На мой взгляд это может создавать условия для необоснованных исключений из общих правил и повлечь существенные нарушения законных прав детей, лишив их правовой и консульской поддержки со стороны Российской Федерации», – подчеркнул Александр Михайлович.

Из текста проекта закона пп. 2 п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 24, предусматривающих возможность лишения гражданства лиц, которые приобрели гражданство Российской Федерации в результате приёма в гражданство Российской Федерации, за совершение преступлений общественный деятель также предложил исключить. Причина – в противоречии указанных норм ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его. Таким образом, вводя новое основание прекращения гражданства Российской Федерации, законодатель проводит черту, разделяющую граждан Российско Федерации, приобретших гражданство по праву рождения, и получивших его на основании специальных правовых процедур. Это недопустимо в связи с возникновением противоречий с ч. 1 ст. 6 Конституции РФ, утверждающей, что гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Председатель Комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников заверил Александра Хаминского, что его инициативы будут рассмотрены на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению.


12.04.2022