Реклама банка ВТБ в очередной раз попала под проверку ФАС

Реклама банка ВТБ в очередной раз попала под проверку ФАС

Явные нарушения кредитной организацией Банк ВТБ (ПАО) антимонопольного законодательства при размещении на ТВ рекламы с участием Николая Дроздова привлекли внимание Центра правопорядка в городе Москве и Московской области.

Руководитель Центра А.М. Хаминский направил квалифицированное обращение руководителю Федеральной Антимонопольной Службы России М.А. Шаскольскому. Внимание правозащитника привлёк тот факт, что реклама банка, в которой людям старшего возраста предлагается оформить мультикарту ВТБ в офисе или он-лайн, перевести на нее свою пенсию и получить 2000 руб., сопровождается размещёнными под изображением мелким шрифтом особыми условиями проведения Акции.

В этих примечаниях указано, что «вознаграждение в размере 2000 рублей зачисляется на мастер-счёт дебетовой мультикарты ВТБ «Мир», выпущенной банком в рамках пакетов услуг «Мультикарта» или «Привилегия-Мультикарта» в рамках акции «2000 к пенсии», при условии первого зачисления пенсионных выплат в период с 15.09.2021 по 31.12.2021 включительно».  При этом в своей рекламе банк уже не озвучивает этих временных ограничений, в связи с чем у потребителей складывается ложное убеждение в том, что абсолютно каждый гражданин России, достигший пенсионного возраста по обращении в ВТБ с заявлением о переводе пенсии, получит «бонус».

Более того, в Правилах проведения Акции «2000 к пенсии», размещённых на официальном сайте, приведены также дополнительные особые условия получения вознаграждения, а именно – указан период участия в Акции: 01.09.2021 по 31.10.2021 включительно. Следовательно, далеко не все граждане, принявшие решение о переводе пенсии в банк ВТБ на основании стимулирующей выплаты, реально получат её, поскольку имеется ряд рисков несоблюдения потребителем тех или иных сроков проведения Акции, являющихся её принципиальным условием.

Отдельного внимания в соответствии с доводами Хаминского также заслуживает тот факт, что в соответствии с Правилами Акция является стимулирующим маркетинговым мероприятием для Участников «в смысле статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». При этом в данной статье Федеральный закон в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет такие стимулирующие мероприятия, как стимулирующая лотерея, конкурс, игра, иное подобное мероприятие, условием участия в котором является приобретение определённого товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка). Мероприятие же, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного ст. 9 закона «О рекламе». 

«Таким образом, действия кредитной организации Банк ВТБ (ПАО) в виде предложения вознаграждения в размере 2000 рублей для всех лиц, которые  оформят карту ВТБ Банка и подадут заявление о переводе пенсионных выплат, предоставляют ей ничем не обоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с хозяйствующими субъектами – участниками того же рынка, которые во исполнение нормативных требований не допускают подобных нарушений. Действия кредитной организации Банк ВТБ (ПАО) вводят потребителя в заблуждение, создавая ложное впечатление о качестве своих услуг, что, в свою очередь, влечёт перераспределение потребительского спроса к его услугам и не может не сказаться на доходах хозяйствующих субъектов-конкурентов», – подчеркнул правозащитник в своём обращении в ФАС.

Ранее в 2020 г. в рамках мероприятий по контролю рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС по г. Москве выдал банку предписание из-за неточной рекламы, а суд поддержал ФАС в споре о рекламе «ВТБ Страхования» в 2019 г. Сейчас Центр правопорядка в г. Москве и Московской области ходатайствует о признании рекламы ВТБ Банка (ПАО) недобросовестной, а также о выдаче кредитной организации обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 2 ст. 33 закона «О рекламе».


24.09.2021