В марте 2023 года состоялось заседание Общественного совета при Роспотребнадзоре, участниками которого выступили крупнейшие игроки маркетплейсов. Речь шла о нарушении прав потребителей при покупке товаров на маркетплейсах. Однако сами игроки интернет-торговли заявляли, что они только торговые площадки и обращаться нужно непосредственно к продавцам товаров. В статье для газеты «Новые Известия» Юрист Александр Хаминский расценил данные заявления как попытку снять с себя ответственность.
В своей статье Хаминский особо подчеркнул, именно правовая неопределенность деятельности отечественных маркетплейсов привела к тому, что рынок наводнили поддельные товары известных марок.
В частности, акты законодательства, применимые к обычным «физическим» рынкам почти не действуют в отношении маркетплейсов, что позволяет их владельцам устанавливать нужные им правила.
Так, около года назад порядка 700 крупных западных компаний в связи с началом СВО ушли из России. Большинство из них импортировали товары для масс маркетов. «Однако куда делся после их ухода этот товар, не знает никто, даже ФНС с Роспотребнадзором», - подчеркнул Хаминский.
Таким образом эксперт отметил, что покупатель никак не защищен от покупки «подделки» на маркетплейсе.
Что же касается обычного офф-лайн магазина – то он ко всему прочему обязан размещать на ценниках информацию об импортере товаров. Такая информация считается обязательной, так как законом закреплено право покупателя предъявлять претензии не только продавцу, но и импортеру и изготовителю.
Юрист Александр Хаминский отметил, что маркетплейсы зачастую скрывают наименование и адрес импортера. «Так, если продается продукция компании Adidas, то она могла быть ввезена ООО «Адидас» (дочкой Adidas AG), которое прекратило активную деятельность в России и отчиталось перед немецким регулятором об убытках при списании товара в России, однако если товар ввезен по параллельному импорту, то у покупателя есть возможность выяснить в Минпромторге, получала ли компания, заявленная импортером, разрешение на ввоз конкретной продукции», - справедливо отметил эксперт.
В заключении Хаминский добавил, что современные маркетплейсы представляют из себя огромную площадку, на которой среди нормальной легальной продукции можно встретить и откровенные подделки, и очень похожие на оригинал копии. При таких обстоятельствах необходимо на законодательном уровне установить жесткие требования для функционирования маркетплейсов, а также административную и уголовную ответственность за их нарушения в качестве специальных составов в КоАП и УК РФ.
10.03.2023