В Правительстве рассмотрят предложение по пресечению недобросовестной ресторанной деятельности

В Правительстве рассмотрят предложение по пресечению недобросовестной ресторанной деятельности

Александр Хаминский провёл независимую антикоррупционную экспертизу Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ и направил в Правительство РФ для рассмотрения своё заключение и экспертные предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов.

В качестве эксперта, уполномоченного Министерством юстиции Российской Федерации на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, общественный деятель подверг критике актуальный порядок и требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания, установленный ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

В своём письме Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву в качестве основного довода в поддержку внесения изменений в указанную статью Александр Хаминский сослался на наличие коррупциогенных факторов в актуальном регулировании таких правоотношений и имеющиеся существенные риски для экономической безопасности государства, а также для жизни и здоровья граждан.

Как указал эксперт, в силу того, что текущее законодательство, регулирующие оборот алкогольной продукции, не содержит понятия "оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания", ограничиваясь описанием порядка уведомления и критериев соответствия места, в котором оно осуществляется, у хозяйствующих субъектов возникает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения. Иными словами, прикрываясь указанными пробелами в законодательстве, любая организация имеет возможность осуществлять розничную торговлю алкоголем при оказании услуг общественного питания в помещении, которое не указано в её лицензии, причём в течение неопределенно долгого времени, фактически, в обход лицензионных требований.

В качестве примеров такого неограниченного усмотрения в процессе правоприменения юрист привёл ряд московских ресторанов, пользующихся пробелами в действующем законодательстве для, по сути, неправомерного извлечения финансовой выгоды.

Со своей стороны в целях устранения выявленных коррупциогенных факторов эксперт предложил:

  • Внести в абз. 4 п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ чётко прописанное понятие "оказания услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания", а также установить предельные сроки такого обслуживания  с тем, чтобы исключить имеющиеся в настоящее время злоупотребления хозяйствующими субъектами в сфере розничной торговли алкоголем при оказании услуг общественного питания;
  • Включить в указанный пункт требование к уведомлению о проведении выездного обслуживания в части указания заказчика услуг выездного обслуживания с приложением договора на оказание услуг;
  • Распространить на выездное обслуживание требования к учёту алкогольной продукции и её остатков в системе ЕГАИС, исключив при этом возможность хранения алкогольной продукции в месте проведения выездного обслуживания.

Реализация указанных мер позволит провести чёткое законодательное разграничение между добросовестными участниками рынка, реально оказывающими разовые услуги выездного обслуживания, и недобросовестными, которые на постоянной основе фактически организуют обособленное подразделение без его документального оформления.


15.02.2019