Правозащитник отрезвил подход к реализации нового российского закона о вытрезвителях

Правозащитник отрезвил подход к реализации нового российского закона о вытрезвителях

Аккредитованный независимый эксперт Минюста РФ Александр Хаминский выявил наличие коррупциогенных факторов в проекте Приказа МВД России о доставлении полицейскими нетрезвых граждан в специализированные учреждения.

В рамках реализации мероприятий по противодействию коррупции 25.02.2021 г. он подал в Министерство внутренних дел РФ Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы Приложения к проекту Приказа министра МВД РФ В.А. Колокольцева "Об утверждении Порядка доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции".

Ранее во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 464-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения", внёсшего поправки в ст. 13 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ и наделившего российских полицейских правом принудительно доставлять нетрезвых граждан в вытрезвители, министерство разработало порядок доставления нетрезвых граждан в медвытрезвители, начавшие появляться в российских регионах с 1 января 2021 г., а также в иные специализированные учреждения.

Новые полномочия правоохранителей заставили правозащитника проанализировать правовые основания, на которых будет базироваться решение о доставлении нетрезвого гражданина "в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции" (п. 1.2 Порядка) с учётом того, что проект содержит нормы, регламентирующие оказание сотрудниками полиции помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, однако не содержит чётких критериев для осуществления однозначного выбора.

В своём Заключении Хаминский отметил, что п. 1.2 Порядка фактически предоставляет сотрудникам полиции произвольный выбор доставления лиц или в медицинские организации, или в специализированные организации (собственно, вытрезвители), или в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции. ОДновременно п. 6 Порядка предписывает сотрудникам полиции доставлять указанных лиц исключительно в медицинские организации.

Таким образом, экспертом выявлено наличие в проекте документа коррупциогенных факторов, заключающихся  в необоснованно широких пределах усмотрения в вопросах реализации сотрудниками полиции своих прав, что несёт существенные риски в части соблюдения законных прав и интересов граждан.

Помимо устранения указанных коррупциогенных факторов общественным деятелем также была отмечена необходимость приведения документа к однозначно трактуемым формулировкам в целях недопущения подрыва авторитета органов внутренних дел, поскольку утрата доверия к правоохранителям со стороны граждан, безусловно, окажет негативное влияние на реализацию всего комплекса задач, поставленных перед МВД России.


26.02.2021